ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Будущий первоклассник»
(Срок реализации – 1 год, возраст детей-5,5-7 лет)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Будущий первоклассник » предназначена для подготовки детей 5,5-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
• СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа «Будущий первоклассник» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Таким образом, программа «Будущий первоклассник » имеет социально-педагогическую направленность. Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду.
Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие.
Актуальность программы.
Программа «Будущий первоклассник » направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Педагогическая целесообразность программы Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Программа «Будущий первоклассник» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций. Программа базируется на следующих принципах:
• непрерывности развития ребенка;
• общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
• развития творческих способностей у детей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
• развития и укрепления здоровья личности;
• развития духовно-нравственных убеждений личности;
• развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
• ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
• создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
• организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
• подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
• обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий,
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• наглядность.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Ожидаемые результаты:
• обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
• развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
• формирование его готовности к систематическому обучению.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Скоро в школу» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты. Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Содержание программы Программа «Будущий первоклассник » предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
- «От слова к букве»
- «Готовим руку к письму»
- «Математические ступеньки»
- «От слова к букве»
- Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении А.С. Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», в рассказе М. Горького «Воробьишка», К. Ушинского «Четыре желания», «Ласточка», Л. Толстого «Нашли дети ежа»,), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть: стихотворения А. Фета, Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», А. С. Пушкина «Зима», Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»,Е. Баратынского «Весна, весна!», И. Сурикова «Лето». Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Вопросы к сюжетным картинкам «Летний отдых детей», «Школа», к рассказу Л. Толстого «Нашли дети ежа».
Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки о птицах, о рыбах о насекомых, о животных, считалки и скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные потешки; Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному учителем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Рассказ на тему «Осень», «Осенний наряд деревьев», «Как мы играем», «Осенний урожай», «Зимние забавы», «Птицы зимой», «Признаки весны», «Скоро лето», «Весёлый хоровод», «В летнем лесу», «Мир вокруг нас». Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Составление загадок «Весенние забавы». Рассказ на тему «Моя семья». Пробуждать желание детей общаться, вызывать у них интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, для губ, для языка), произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая. «Готовим руку к письму» При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением правильно держать ручку. Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п. Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо. Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль». Следующий этап – овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке. Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой. Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом, мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания. «Математические ступеньки» Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь). Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.). Цифры и числа от 1 до 5. Число 0. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 5. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первой пятерки двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального да: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямо-угольников и др.) Целое и часть. Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами). Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания ( лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей и др.) ; мышления( выделение существенных признаков объектов. выявление закономерностей и их использование для выполнения заданий. проведение простейших логических рассуждений и др.); памяти ( зрительные и слуховые диктанты с использованием геометрического материала). Учебно-тематический план курса «От слова к букве» № п/п Наименование раздела Количество часов 1. Буквы, обозначающие гласные звуки 8 2. Буквы, обозначающие согласные звуки 12 Итого: 20 часов Учебно-тематический план курса «Готовим руку к письму» № п/п Наименование раздела Количество часов 1. Развитие мелкой моторики руки ребенка 8 2. Развитие графического воспроизведения 12 Итого: 20 часов Учебно-тематический план курса «Математические ступеньки» № п/п Наименование раздела Количество часов 1 Величина 4 2 Ориентировка в пространстве 4 3 Геометрические фигуры 4 4 Ориентировка во времени 4 5 Количество и счет 4 Итого: 20 часов Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Входная диагностика развития ребенка проводится на 1-5 занятиях учителем на основе наблюдений. Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. Формы подведения итогов реализации программы (промежуточная аттестация): • проведение «Дня открытых дверей» для родителей; • итоговая выставка творческих работ детей. Способы определения результативности: • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями; • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста; • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги. УМК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ • 1.Федосова Н.А. и др. Преемственность: Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет// - М.: Просвещение, 2015. • 2.Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов.// - М.: Просвещение, 2015. УМК ДЛЯ ДЕТЕЙ • Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2015. • Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015. • Федосова Н.А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь № 1. От рисунка к букве. • Гаврина С.Е. Готовим руку к письму. Учимся писать. Рабочая тетрадь.